Конституционный Суд РФ вынес "судейское" отказное определение по запросу районного суда о проверке конституционности ряда положений УПК РФ о предъявлении обвинения и о допросе ребенка-обвиняемого (подозреваемого), который не достиг 16 лет, либо достиг, но страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии, с обязательным участием педагога или психолога.
Поводом к запросу стало уголовное дело, ребенок-обвиняемый по которому (страдающий психическим расстройством и состоящий на учете у психиатра) сразу после предъявления обвинения был допрошен следователем без приглашения психолога или педагога - в нарушение требований ч. 3 ст. 425 УПК РФ. Перед районным судом стал вопрос - рассматривать ли дело по существу или возвратить прокурору, при том что к текущему моменту обвиняемому уже исполнилось 18 лет? При этом суд счел, что отсутствие педагога или психолога при предъявлении обвинения такому лицу создает препятствия для рассмотрения уголовного дела судом, поскольку нарушает его право на защиту ввиду лишения гарантий психологической и педагогической помощи (в понимании существа обвинения, смягчении действия психотравмирующих факторов, психологической подготовке несовершеннолетнего к допросу), притом что участие педагога или психолога в допросе такого лица, производимом немедленно после предъявления обвинения, является обязательным.
Конституционный Суд РФ отказался принимать запрос к рассмотрению и выносить полноценное Постановление, однако подробно прокомментировал неясные суду нормы УПК РФ:
- Конституция РФ гарантирует каждому право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, судебную защиту его прав и свобод, право на получение квалифицированной юридической помощи, а также закрепляет, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 46, ч. 1 ст. 48, ч. 3 ст. 123). Приведенные конституционные предписания означают, что обвиняемому должны быть обеспечены права знать выдвинутое против него обвинение и иметь достаточные возможности довести до суда свою позицию;
- глава 50 УПК РФ устанавливает специальный порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Этот порядок обеспечивает в соответствии с принципами справедливости и гуманизма учет при применении уголовного закона социальных, возрастных и физиологических особенностей этой категории лиц и по своей сути является дополнительной гарантией обеспечения защиты их прав и законных интересов (Определение Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 N 605-О);
- по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего следователь обеспечивает участие в допросе педагога или психолога, который ввиду возрастных и психологических особенностей несовершеннолетнего способен отследить его эмоциональное состояние и не допустить его чрезмерного психического напряжения. Участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого выступает гарантией защиты прав несовершеннолетнего, что согласуется с провозглашением Конституцией РФ детства как конституционной ценности, находящейся под защитой государства (ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 38, ч. 4 ст. 67.1, п. "ж.1" ч. 1 ст. 72);
- согласно п. 3 ст. 7 Закона об основных гарантиях прав ребенка в РФ педагогические работники и психологи среди прочих специалистов осуществляют в том числе функции по воспитанию, обучению, охране здоровья, социальной поддержке ребенка и могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах МСУ. По смыслу п. 4 ст. 15 этого закона, педагогические работники и психологи оказывают педагогическую и психологическую помощь несовершеннолетнему, совершившему правонарушение;
- привлечение педагога или психолога в уголовный процесс не изменяет принципиальным образом выполняемые ими полномочия по оказанию педагогической и психологической помощи, которая не является составной частью конституционных прав ни на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы, ни на квалифицированную юридическую помощь, ни на судебную защиту, осуществляемую исключительно судом. Поэтому педагог или психолог участвуют в уголовном деле не в целях оказания правовой помощи или осуществления функции защиты от обвинения, а в целях предотвращения возможного избыточного неблагоприятного воздействия на психику несовершеннолетнего. Следовательно, положение педагога или психолога в уголовном процессе характеризуется процессуальной нейтральностью: он не выступает на стороне обвинения или защиты, на него не возлагаются функции ознакомления с обвинением и разъяснения его существа, защиты подозреваемого, обвиняемого от выдвигаемых против него подозрений или обвинений в совершении преступления;
- при этом несоблюдение требования об обязательности участия педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в силу ч. 2 ст. 75 УПК РФ влечет признание его показаний недопустимым доказательством. На такие последствия указал и Пленум Верховного Суда РФ в п. 9 постановления от 01.02.2011 N 1;
- применительно к ситуации, когда на момент поступления уголовного дела в суд обвиняемый достиг совершеннолетия, даже если его допрос проводился до наступления этого возраста без участия педагога и ему предъявлялось обвинение, процедура предъявления которого не предполагает обязательного участия педагога, возвращение дела прокурору обессмысливало бы это процессуальное решение, поскольку оно не способно восстановить права обвиняемого;
- отсутствие в оспариваемых нормах требования об обязательном участии педагога или психолога в процедуре предъявления несовершеннолетнему обвинения не нарушает права такого обвиняемого на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, на защиту от обвинения и на квалифицированную юридическую помощь, не затрудняет возможность подсудимого довести до суда свою позицию относительно выдвинутого против него обвинения, а равно не препятствует разрешению уголовного дела судом, вынесению законного, обоснованного и справедливого решения по делу.