Постановление Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2024 г. N 21-П
Конституционный Суд РФ проверил конституционность ч. 6 ст. 32 ЖК РФ, посвященной гарантиям прав собственника жилого помещения в случае его изъятия для государственных или муниципальных нужд.
Поводом для этого стала жалоба гражданки, которую в судебном порядке выселили из квартиры в связи с признанием жилого дома аварийным. В рамках судебного разбирательства заявительница ссылалась на то, что проживала в квартире на момент ее приватизации бывшим супругом, но отказалась от участия в оформлении права собственности. Таким образом, она полагала, что приобрела бессрочное право пользования квартирой и не может быть лишена его без предоставления другого жилья. Однако суды отклонили этот довод, придя к выводу, что после полной выплаты собственнику изымаемой квартиры возмещения право пользования у проживающих в ней лиц прекратилось.
По мнению заявительницы, оспариваемая норма, с учетом практики ее применения, нарушает конституционное право гражданина на жилище, поскольку позволяет выселять из изымаемого жилого помещения бывших членов семьи собственника, отказавшихся от участия в приватизации, без предоставления им права пользования другим помещением.
Конституционный Суд РФ согласился с данной позицией и признал ч. 6 ст. 32 ЖК РФ неконституционной в той мере, в какой эта норма при указанных обстоятельствах не обеспечивает надлежащих гарантий защиты жилищных прав бывших членов семьи собственника, для которых жилое помещение является единственным и которые не имеют реальной возможности самостоятельно удовлетворить потребность в жилище.
Законодателю поручено в кратчайший срок внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения. На период до принятия соответствующих поправок КС РФ постановил, что в подобных случаях суд по требованию бывшего члена семьи собственника жилого помещения, отказавшегося от участия в приватизации, должен разрешить вопрос об удовлетворении его потребности в жилье. В этих целях суд возлагает на органы местного самоуправления обязанность предоставить данному лицу жилое помещение из муниципального жилищного фонда с момента, когда дальнейшее нахождение в изымаемом жилом помещении невозможно или непосредственно создает опасность для жизни или здоровья. Этот порядок применяется при условии, что для бывшего члена семьи изымаемое жилое помещение является единственным, он признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении или имеет право состоять на таком учете.