Определение Верховного Суда РФ от 18 марта 2024 г. N 18-КГ23-222-К4

Гражданин обратился в суд с иском о признании срочного трудового договора заключённым на неопределённый срок, компенсации морального вреда. Он указывал, что в августе 2020 г. был заключен срочный трудовой договор на период до 30.04.2021 включительно. Основанием для заключения срочного трудового договор послужила необходимость исполнения работодателем обязательств в рамках договора доверительного управления с другой организацией. Затем в апреле 2021 г. был заключен новый трудовой договор на срок с 01.05.2021 по 30.04.2026 в связи с заключением работодателем дополнительного соглашения к договору доверительного управления с другой организацией.

Суды трех инстанций в удовлетворении требований отказали, посчитав, что срочный трудовой договор был заключен на законных основаниях. Доказательств принуждения истца к заключению именно срочных трудовых договоров не представлено, при отсутствии таких доказательств заключение нового срочного трудового договора, по мнению судов, не позволяет прийти к выводу о заключении договора на неопределённый срок.

Верховный Суд РФ направил дело на пересмотр. Сославшись на постановление КС РФ от 19.05.2020 N 25-П, судьи ВС РФ подчеркнули: если работодателем по срочному трудовому договору является организация, деятельность которой предполагает договорные отношения с иными участниками гражданского оборота и сопряжена с рисками, связанными с исполнением ею самою и её контрагентами своих договорных обязательств, ограниченный срок действия гражданско-правовых договоров сам по себе не предопределяет срочного характера работы, выполняемой работниками в порядке обеспечения исполнения обязательств работодателя по гражданско-правовым договорам, и не может служить достаточным правовым основанием для заключения с работниками срочных трудовых договоров, а также их последующего увольнения в связи с истечением срока указанных трудовых договоров.