Исполнительное производство по требованиям неимущественного характера, когда действия должника по неисполнению исполнительного документа могут повлечь угрозу жизни или здоровью людей, хотят оптимизировать. Соответствующий законопроект1, разработанный депутатами Дмитрием Вяткиным, Ризваном Курбановым, Владимиром Плигиным и Владимиром Поневежским, внесен в Госдуму.

Предлагается закрепить в законодательстве возможность применения в рамках исполнительного производства обеспечительной меры в виде временного запрета на осуществление деятельности должника. Такой запрет предусматривает полное либо частичное прекращение деятельности организации (отдельного производства), производственного участка, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, помещений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Указанную меру планируется применять по исполнительному документу, содержащему требования к должнику совершить определенные действия (воздержаться от их совершения), неисполнение которого может повлечь угрозу жизни или здоровью людей. При этом установление или снятие запрета будут возможны только на основании судебного акта, принятого по соответствующему заявлению судебного пристава-исполнителя.

При этом для обеспечения дополнительной защиты прав должника ему могут предоставить право на обращение в суд, принявший решение о временном запрете на осуществление деятельности должника, с заявлением о снятии такого ограничения при наличии доказательств исполнения им требований исполнительного документа об обязании должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) и отсутствия в связи с совершением определенных действий (воздержанием от них) угрозы жизни или здоровью людей.

Напомним, что по действующему законодательству в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему законом (ст. 105 Федеральном законе от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

По словам авторов законопроекта, действия судебного пристава-исполнителя при исполнении требований исполнительных документов, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от их совершения), носят довольно длительный обязывающий характер. "Установленные законодательством Российской Федерации меры в виде административной и даже уголовной ответственности не являются достаточной мотивацией для должника исполнить требования исполнительного документа неимущественного характера. Их применение не препятствует должнику продолжать вести хозяйственную и иную деятельность, а также получать прибыль", – подчеркивают депутаты.

Порядок принятия судом решения об установлении временного запрета на осуществление деятельности должника (снятии такого запрета) планируется закрепить не только в Федеральном законе от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", но и в ГПК РФ и АПК РФ.

Авторы законопроекта считают, что временный запрет на осуществление деятельности, с одной стороны, будет побуждать должника к исполнению требований исполнительных документов, поскольку лишит его возможности на определенное время осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, с другой стороны, исключит возможность причинения вреда жизни или здоровью граждан.